Oh, no! This bad, bad horse ate all the English letters!
The letters of the Cyrillic were left only. So this article is available in Russian only.
You can see brief information in English in the Catalog
We are looking for a volunteer-translator from Russian to English.
Do you want to become the editor of the English version of the site “Horse on stamps”?
Write me, please on horse-stamps@mail.ru
26 июля 2018 почта России выпустила серию марок "Сокровища России. Ювелиры", посвященную творениям выдающихся русских ювелиров.
Серия "Сокровища России" была начата в 2017 году, тогда при участии Алмазного фонда России был создан первый выпуск марок серии с сокровищам Алмазного фонда.
Второй выпуск художественных марок посвящён ювелирам: лучшие произведения русских мастеров стали сюжетами для новой серии. На марках изображены: корчик фирмы «Фаберже», солонка фирмы «Хлебников», сухарница фирмы «Овчинников» и тройка фирмы «Сазиков». На купонах малых листов изображены портреты четырех известных ювелиров.
В XVIII русское ювелирное искусство тяготело к художественным стилям и подражало образам, распространенным в Европе, следовало в русле общей европейской тенденции. Законодателем моды на ювелирные изделия и центром ювелирного дела в то время был Петербург. Однако по второй половине XIX века ситуация стала меняться. В Москве стала зарождаться самостоятельная художественная культура, основанная на возрождении характерных декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству, стала складываться новая национальная концепция в искусстве.
Мастера-ювелиры с середины XIX века обратились к художественному наследию прошлого, к национальной тематике и начали создавать предметы в «русском стиле». Это проявлялось, например, в воспроизведении древнерусских мотивов и орнаментов при украшении серебряных изделий, воспроизведении отдельных бытовых предметов, а также в создании оригинальных художественных изделий по русским историческим и народным сюжетам. Впервые в истории русского ювелирного искусства темой украшения становится искусство и быт народа. Появились многочисленные солонки, ковши, братины, чарки с орнаментами и формами XVI -XVII веков или надписями с пословицами и поговорками. Блестяще имитируя в драгоценных металлах фактуру дерева, бересты, тканей, мастера создавали серебряные сухарницы в виде плетёных корзинок, солонки в виде туесков и мешочков, пепельницы в форме лаптя. Гармоничность изделий и филигранность исполнения способствовали их востребованности в разных слоях населения, в том числе аристократических, приобщая их к эстетике народного «русского стиля».
Яркими выразителями этого направления были лучшие ювелирные фирмы: И.П. Сазикова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, И.С. Губкина, П.И. Оловянишникова, которые, как бы изумившись красоте русского искусства, забытого и закрытого подражанием западноевропейским формам почти на два столетия, сумели вновь утвердить его в своих изделиях.
«Сазиков» — одна из старейших ювелирных фирм России. Имя основателя Павла Федоровича Сазикова, купца 3й гильдии, хозяина небольшой мастерской в Москве, известно с 1793 года. В 1810 году он уже владел фабрикой по выделке разнообразных серебряных изделий, а в 1842 году был открыт филиал в Петербурге.
Фирма Сазикова считалась одной из лучших российских ювелирных фирм в середине XIX века, получала почетные грамоты, малые и большие медали на всероссийских выставках художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853, 1861, 1865 годах. В 1837 Игнатию Павловичу Сазикову, сыну основателя компании, было присвоено почетное звание придворного фабриканта серебряных изделий. А в 1851 году на лондонской Всемирной выставке состоялся триумфальный показ лучших произведений фирмы и последующее за этим мировое признание - большая золотая медаль и орден Почетного легиона за участие во всемирных выставках в Лондоне в 1851 году и в Париже в 1867 году.
Основная продукция фирмы Сазикова - это серебряная посуда, а также предметы для сервировки стола. Занималась фабрика также производством церковной утвари. Ну и конечно, узнаваемым «брендом» Сазикова становится произведение литых серебряных и бронзовых скульптур. Многие изделия фирмы Игнатия Павловича отливались по моделям знаменитых русских скульпторов. За высокое художественное качество работ пресса называла Сазикова русским Бенвенуто Челлини, отметив, что в его изделиях все русское – и идея, и рисунок, и модели.
К самым известным произведениям мастеров относят массивный, высотой 2 метра, серебряный канделябр, украшенный сценами битвы на Куликовом поле. В центре сюжета – фигура легендарного князя Дмитрия Донского. Сюжет выполнен по рисунку В. Клодта и Ф. Солнцева.
Вторая популярная работа сазиковских мастеров - настольное украшение «Тройка», исполнялось и в серебре, и в бронзе. Скульптурная композиция «Тройка», выполнена фирмой И.П. Сазикова в Москве в 1870-1880-е годы по модели скульптора Е.А. Лансере. Она представляет собой запряжённых в сани скачущих лошадей, управляемых возницами из крестьян. Литые фигуры отличаются исключительной чистотой работы, тщательностью моделировки. Используя технику художественного литья, создатели смогли с необыкновенной точностью передать пластику движения, жесты людей и характерные позы животных. Декоративный эффект многократно усиливает удивительная по мастерству фактурная обработка металла, в работе использованы литье и чеканка.