Oh, no! This bad, bad horse ate all the English letters!
The letters of the Cyrillic were left only. So this article is available in Russian only.
You can see brief information in English in the Catalog
We are looking for a volunteer-translator from Russian to English.
Do you want to become the editor of the English version of the site “Horse on stamps”?
Write me, please on horse-stamps@mail.ru
18 сентября 2018 года почта Люксембурга выпустила марку в честь Дня почтовой марки.
Почта Люксембурга с 2018 года начала новую серию "День почтовой марки", в рамках которой местные филателистические общества могут сами предлагать сюжеты для почтовых марок. Основное условие - тема выпуска должна быть тесно связана с представляемым ими регионом или муниципалитетом.
В этом году День почтовой марки проходил в Тетанже (муниципалитет Кейл), выпуск памятной почтовой марки был инициирован местным филателистическим клубом «Cercle Philatélique Tétange». В рисунке марки отражена история района, славившегося добычей железной руды.
Кейл и Тетанже расположены на юге Люксембурга, в бывшем горнодобывающем районе "Минетт", который еще называют землей красных гор, из-за обширных месторождений железной руды с характерным красноватым оттенком. В XIX веке здесь велась активная добыча железа, работали шахты, центры переработки и сталелитейные заводы.
Особенности рельефа местности в Тетанже таковы, что добыча преимущественно велась на высокогорьях и перед горнодобывающими компаниями стояла задача наладить быструю и эффективную транспортировку руды от горных выработок в долину, где находились плавильные заводы.
Для этого на нескольких шахтах были построены бремсберги - специальные подъемные устройства с канатной передачей, состоявшие из двух наклонных рельсовых путей с движущимися по ним вагонетками. Интересной функциональной особенностью этих устройств было то, для них не нужен никакой двигатель. Нагруженные рудой вагонетки спускаются вниз по рельсам просто под воздействием силы тяжести, при этом они еще и поднимают вверх пустые вагонетки. Закрепленные на общем тросе вагонетки двигаются синхронно, но в разных направлениях: тяжело груженые спускаются вниз в долину, а легкие пустые - поднимаются вверх к шахте.
Вес груженых рудой вагонеток достигал 3-х тонн и их неконтролируемый спуск обязательно привел бы к крушению. Поэтому чтобы управлять движением вагонеток на вершине каждого бремсберга устраивались специальные тормозные станции. Небольшой домик, установленный на опорах на вершине горы, позволял смотрителю видеть всю узкоколейную дорогу, спускавшуюся в долину. Под опорами станции проходили рельсы и находился тормозной круг. Когда вагонетки, как пустые, так и полные, достигали конечной точки своего маршрута, рабочий переключал тормозной круг и блокировал движение. Поднявшиеся вверх пустые вагонетки отцепляли от троса и с помощью гужевых лошадей отвозили в шахту, где вновь наполняли железной рудой. После этого рабочие лошади тащили груженые вагонетки обратно к тормозной станции, их прицепляли к устройству и движение по рельсам возобновлялось.
Именно такую тормозную станцию с вагонетками с рудой и с понуро стоящим поодаль лошадьми воспроизвел на почтовой марке художник Eugène Kalmus. Основой для марки послужила старинная фотография тормозной станции на шахте Лангенакер (Langenacker) в Тетанже.
Стоит отметить, что лошади в качестве тягловой силы активно использовались в шахтах на протяжение всего XIX и первой половины XX века. В угольных шахтах были лошади, которые жили и трудились на глубине, редко бывая на поверхности. Другим животным везло больше - они вывозили вагонетки на поверхность, доставляя руду к станции погрузки или пустую породу из отвалов.
Начиная с первой четверти XX века в Люксембурге стала сокращаться добыча железной руды. Если в 1938 г. работало 66 шахт, то в 1978 г.— только 4. Остальные были закрыты как нерентабельные. В 1997 году была погашена последняя доменная печь и прекращена добыча железной руды. Шахты в Тетанже также были закрыты, склоны по которым проходили бремсберги поросли лесом, территория высокогорья стала природным заповедником. До сих пор на склонах гор можно увидеть остатки шахтерских построек, обнаружить узкоколейную железную дорогу.
В 2018 году старая тормозная станция Лангенакер была полностью восстановлена вместе с механизмом и частью рельсовой дороги, на которую установили несколько вагонеток, воссоздав тем самым кусочек местной истории. Композиция бремсберга включена в новый пешеходный прогулочный и туристический маршрут «Minettswee».
Источники: www.postphilately.lu , www.rail.lu , www.tageblatt.lu