26 июля 2018 почта России выпустила серию марок "Сокровища России. Ювелиры", посвященную творениям выдающихся русских ювелиров.
Серия "Сокровища России" была начата в 2017 году, тогда при участии Алмазного фонда России был создан первый выпуск марок серии с сокровищам Алмазного фонда.
Второй выпуск художественных марок посвящён ювелирам: лучшие произведения русских мастеров стали сюжетами для новой серии. На марках изображены: корчик фирмы «Фаберже», солонка фирмы «Хлебников», сухарница фирмы «Овчинников» и тройка фирмы «Сазиков». На купонах малых листов изображены портреты четырех известных ювелиров.
В XVIII русское ювелирное искусство тяготело к художественным стилям и подражало образам, распространенным в Европе, следовало в русле общей европейской тенденции. Законодателем моды на ювелирные изделия и центром ювелирного дела в то время был Петербург. Однако по второй половине XIX века ситуация стала меняться. В Москве стала зарождаться самостоятельная художественная культура, основанная на возрождении характерных декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству, стала складываться новая национальная концепция в искусстве.
Мастера-ювелиры с середины XIX века обратились к художественному наследию прошлого, к национальной тематике и начали создавать предметы в «русском стиле». Это проявлялось, например, в воспроизведении древнерусских мотивов и орнаментов при украшении серебряных изделий, воспроизведении отдельных бытовых предметов, а также в создании оригинальных художественных изделий по русским историческим и народным сюжетам. Впервые в истории русского ювелирного искусства темой украшения становится искусство и быт народа. Появились многочисленные солонки, ковши, братины, чарки с орнаментами и формами XVI -XVII веков или надписями с пословицами и поговорками. Блестяще имитируя в драгоценных металлах фактуру дерева, бересты, тканей, мастера создавали серебряные сухарницы в виде плетёных корзинок, солонки в виде туесков и мешочков, пепельницы в форме лаптя. Гармоничность изделий и филигранность исполнения способствовали их востребованности в разных слоях населения, в том числе аристократических, приобщая их к эстетике народного «русского стиля».
Яркими выразителями этого направления были лучшие ювелирные фирмы: И.П. Сазикова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, И.С. Губкина, П.И. Оловянишникова, которые, как бы изумившись красоте русского искусства, забытого и закрытого подражанием западноевропейским формам почти на два столетия, сумели вновь утвердить его в своих изделиях.
«Сазиков» — одна из старейших ювелирных фирм России. Имя основателя Павла Федоровича Сазикова, купца 3й гильдии, хозяина небольшой мастерской в Москве, известно с 1793 года. В 1810 году он уже владел фабрикой по выделке разнообразных серебряных изделий, а в 1842 году был открыт филиал в Петербурге.
Фирма Сазикова считалась одной из лучших российских ювелирных фирм в середине XIX века, получала почетные грамоты, малые и большие медали на всероссийских выставках художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853, 1861, 1865 годах. В 1837 Игнатию Павловичу Сазикову, сыну основателя компании, было присвоено почетное звание придворного фабриканта серебряных изделий. А в 1851 году на лондонской Всемирной выставке состоялся триумфальный показ лучших произведений фирмы и последующее за этим мировое признание - большая золотая медаль и орден Почетного легиона за участие во всемирных выставках в Лондоне в 1851 году и в Париже в 1867 году.
Основная продукция фирмы Сазикова - это серебряная посуда, а также предметы для сервировки стола. Занималась фабрика также производством церковной утвари. Ну и конечно, узнаваемым «брендом» Сазикова становится произведение литых серебряных и бронзовых скульптур. Многие изделия фирмы Игнатия Павловича отливались по моделям знаменитых русских скульпторов. За высокое художественное качество работ пресса называла Сазикова русским Бенвенуто Челлини, отметив, что в его изделиях все русское – и идея, и рисунок, и модели.
К самым известным произведениям мастеров относят массивный, высотой 2 метра, серебряный канделябр, украшенный сценами битвы на Куликовом поле. В центре сюжета – фигура легендарного князя Дмитрия Донского. Сюжет выполнен по рисунку В. Клодта и Ф. Солнцева.
Вторая популярная работа сазиковских мастеров - настольное украшение «Тройка», исполнялось и в серебре, и в бронзе. Скульптурная композиция «Тройка», выполнена фирмой И.П. Сазикова в Москве в 1870-1880-е годы по модели скульптора Е.А. Лансере. Она представляет собой запряжённых в сани скачущих лошадей, управляемых возницами из крестьян. Литые фигуры отличаются исключительной чистотой работы, тщательностью моделировки. Используя технику художественного литья, создатели смогли с необыкновенной точностью передать пластику движения, жесты людей и характерные позы животных. Декоративный эффект многократно усиливает удивительная по мастерству фактурная обработка металла, в работе использованы литье и чеканка.