29 июня 2018 года почта России выпустила серию из 4-х марок, посвященную Московскому метрополитену.
Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года.
Многие станции Московского метро являются памятниками архитектуры. В проектировании и оформлении станций метрополитена принимали участие знаменитые архитекторы, зодчие и художники. Здесь нашли гармоничное сочетание инженерная мысль и вдохновение художника.
Почтовые марки 2018 года посвящены мозаичному искусству Московского метрополитена.
На почтовых марках изображены произведения монументального искусства (мозаики) на станциях Московского метрополитена:
— З.К. Церетели. «Победа в войне 1812 г.», (станция метро «Парк Победы»);
— П.Д. Корин. «Александр Невский», (станция метро «Комсомольская»);
— А.А. Дейнека. «Сутки советского неба», (станция метро «Маяковская»);
— С.В. Горяев. «Церковь св. Трифона», (станция метро «Марьина роща»).
Станция метро «Комсомольская»
В оформлении станции метро «Комсомольская» принимал участие великий русский художник Павел Дмитриевич Корин. Именно по его эскизам выполнено 8 великолепных мозаичных панно, украшающих потолок станции.
Все картины объединены одной темой - победы русского оружия. На мозаиках изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Взятие рейхстага и Триумф победы.
Огромные сверкающие картины из цветных камней и смальты - непрозрачного цветного стекла, - на многие годы увековечили победы русского оружия и победы русского духа.
Площадь каждого мозаичного панно - 30 кв. м, вес - 3 тонны, количество наборных элементов - 300 тысяч штук.
Павел Дмитриевич Корин внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений. Работа над эскизами и изготовление мозаик проводились в 1951-1952 гг., сама станция открылась 30 января 1952 года.
Мозаика «Александр Невский»
Самой первой в хронологическом порядке идет мозаика «Александр Невский»
К образу Александра Невского художник уже обращался в 1942 году, когда написал свой знаменитый одноименный триптих. Еще тогда образ Невского был продуман до мелочей. Павел Дмитриевич подробно изучил доспехи и оружие того времени, сделал десятки зарисовок в Историческом музе. И как результат - создал убедительный портрет князя-воина, защитника Русской земли, полностью отвечающий не только художественному замыслу картины, но и исторической правде.
Что-то из этого художник переносит и в мозаику - Невский здесь, как и на картине, изображен под стягом с ликом Спаса, в накинутом на плечи алом плаще, на заднем плане виден храм Софии Новгородской. Однако здесь Корин отказывается от какого-либо психологизма образа, от точной детализации доспехов, в мозаике это было бы не только недостижимо, но и не нужно. Наоборот, Корин усиливает декоративное начало, торжественное и праздничное, подчеркивает его мерцающим золотым фоном, развевающимся ярким плащом Александра, сияющими доспехами.
Мозаики на Комсомольской - это триумф победы, торжество и радость людей, выживших и победивших в тяжелейшей войне. И вот Александр Невский выезжает на белоснежном коне из Новгородского детинца, а за ним следует войско, и за их спинами возвышается белокаменный храм Софии.
Макет станции "Комсомольская-кольцевая" в 1958 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Помимо оценки архитектурного проекта, было обращено самое пристальное внимание и на "иллюстративную" часть, представленную мозаиками П.Д.Корина.