25 мая 2022 года почта России выпустила серию "Декоративно-прикладное искусство России. Гжель"
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Серия разрабатывалась при участии сотрудников музея Гжельского фарфорового завода, она отражает историю развития этого художественного промысла с конца XVIII века до наших дней. На первой марке изображен многоцветный квасник 1792 г., на двух следующих: скульптура «Чаепитие» (1966 г.) и шкатулка «Морозко» (1980 г.) - изделия мастеров-классиков советской гжели. На последней марке серии представлена блинница с котом на крышке (2020 г.) - работа современного автора с гжельского завода.
Деревня Гжель и окрестные поселения, так называемый "гжельский куст", издавна славились своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Еще в 1663 году при царе Алексее Михайловиче оттуда привозили глину для изготовления аптекарских и алхимических сосудов. В 1740-х гг. химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия. Около 1800 года в деревне Володино был найден состав белой фаянсовой массы. Там же примерно в 1804 г. был основан и первый фарфоровый завод. К 1812 году в Гжели было уже 25 заводов, выпускающих посуду, а также игрушки и декоративные статуэтки на темы из русского быта.
Ставшая сейчас традиционной бело-голубая роспись появилась на гжельском фарфоре так же в начале XIX в. Ее появление связано с тем, что синяя краска, получаемая из окиси кобальта, была единственным красителем, который не терял свой цвет при обжиге изделий при высоких температурах. На необожженных изделиях синий кобальд кажется черным и свою фирменную голубизну приобретает только после второго обжига.
Еще одной характерной особенностью гжельской росписи является слегка расплывчатый рисунок и отсутствие четких контуров. Это связано с особым подглазурным способом росписи, когда сначала наносится рисунок, потом изделие покрывается глазурью и обжигается. При повторном глазуровании поверх росписи и обжиге рисунок слегка расплывается. Разнообразная посуда, а также игрушки и статуэтки расписывались синей краской по белому фону в своеобразном народном стиле, с мотивами декоративных цветов, листьев и трав.
Период расцвета гжельских промыслов приходится на вторую четверть XIX века. После революции промышленное производство в Гжели остановилось, фарфор и фаянс производили кустари. В 1945–1949 гг. начался третий этап развития гжельского промысла. Утвердилось использование кобальтовых красок на белой глине. Был создан специальный атлас мазков для унификации стиля продукции. Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
Ярким примером гжельского декоративного фарфора советского периода является шкатулка «Морозко». Шкатулка создана в 1980-м году по мотивам русской народной сказки. В санях, запряженных резвой лошадкой, сидят Морозко и Настенька, а позади них большой сундук с приданым, который можно использовать для хранения украшений или разных мелочей. Глядя на эту шкатулку, сразу возникает радостное ощущение зимней сказки, где добро победило и все счастливо улыбаются, даже белоснежная лошадка в синих гжельских яблоках. Шкатулка хранится в музее ООО «Гжель-художественные мастерские».
Марки были выпущены в листах (3 х 5) с художественным оформлением полей по 15 марок в каждом. Помимо марок Почта подготовила штемпеля первого дня (для Москвы, Великого Новгорода и Речиц Московской области) и картмаксимумы.
Презентация марок состоялась 25 мая на Гжельском фарфоровом заводе, а церемония памятного гашения марок штемпелем первого дня прошла в селе Речицы Московской области.
Перейти в каталог