Старая версия
Лошади на марках
тематический каталог для коллекционеров
мы с вами с 2017 года
Статьи
Россия. 200 лет Новоалександровскому конному заводу
О марках и сюжетах
10.08.2025

8 августа 2025 года почта России выпустила почтовый блок с отечественными породами лошадей в честь 200-летия Новоалександровского конного завода.

В конце XVIII - начале XIX веков в Беловодском крае было создано 4 крупнейших государственных конных завода: Деркульский, Лимаревский, Новоалександровский и Стрелецкий. Беловодские конные заводы относились к военному ведомству - их основной целью было выращивать и поставлять выносливых верховых лошадей в кавалерийские полки русской императорской армии.

Решение о постройке нового конного завода в Беловодске на реке Евсуг было принято в 1820-м году. Проект был разработан главным архитектором Комитета коннозаводства Российской империи Григорием Ивановичем Букиным, строительство началось в 1822 году.

russia-2025-08-08-foto-2_2

Основным достоинством архитектуры старинных русских конных заводов является то, что весь комплекс заводских зданий создавался в единой стилистической концепции с ярко выраженной художественной темой. Конный завод традиционно состоял из трёх зон: производственной (конюшни, ветлазареты, мастерские, склады), административной (управление завода, квартиры управляющего и ветврача, школа наездников) и приусадебного парка.

Архитектурный ансамбль Новоалександровского конного завода выполнен в стиле русского классицизма, он отличается простотой и строгостью. Ключевым сооружением усадебного комплекса является здание главных заводских конюшен. Его центральная часть с длинным фронтоном, украшена по бокам двумя небольшим портиками. Над ней возведена квадратная настройка, которую венчает величественная круглая башня. По двум сторонам от центрального входа длинными крыльями тянутся здания конюшен.

Осенью 1823 года завод уже комплектовался работниками и служащими. Примерно тогда же для формирования конного поголовья в Новоалександровку доставили 220 лошадей из Деркульского, Стрелецкого, Лимаревского и других конезаводов. В 1825 году конный завод был торжественно открыт, под названием "Новоалександровский" получив свое имя в честь императора Александра I.

russia-2025-08-08-foto-3_1

В середине XIX века в конном заводе имелось уже более 500 голов лошадей. В результате селекционной работы специалистов завода было получено поголовье сильных и выносливых полукровных лошадей. Почти сто лет кирасирские, уланские, гусарские и егерские полки русской армии комплектовались за счет лошадей, выращенных на Новоалександровском заводе.

russia-2025-08-08-foto-4_1

В 1920-е годы на Новоалександровском конном заводе произошла смена направления деятельности: началась планомерная работа по выведению нового типа лошадей русской тяжеловозной породы на основе арденских тяжеловозов. Многолетний труд селекционеров увенчался успехом. В 1950–1960-е годы был выведен «новоалександровский» (украинский) тип русского тяжеловоза, который официально был признан Министерством сельского хозяйства СССР в 1970 г.

В настоящее время Новоалександровский конный завод продолжает свою деятельность. Он специализируется на выращивании и реализации двух пород лошадей: новоалександровской тяжеловозной и украинской верховой.

Именно они изображены на почтовых марках юбилейного блока: слева новоалександровский тяжеловоз, справа - украинская верховая. Художник Салтыкова Алина Мария изобразила лошадей на вольном выпасе, рисунок сочных зеленых лугов продолжается на полях блока. Справа за кронами деревьев виднеется здание центральной конюшни с характерной башней.
Неожиданно, что на почтовых марках нет подписей с названием пород лошадей. Не знаю, является ли это ошибкой возникшей при подготовке блока к печати или такое оформление марок планировалось изначально.

russia-2025-08-08-b

Новоалександровский тяжеловоз

Новоалександровский тяжеловоз отличается массивностью, но при этом сухостью конституции, гармоничным строением тела, энергичностью, добронравностью, высокой работоспособностью и производительностью. Высота в холке составляет 148-155 см. Масть рыжая, гнедая, вороная, саврасая, чалая, бурая. От русского тяжеловоза новоалександровский отличается меньшими размерами, более сухими ногами и аккуратной головой.

Украинская верховая

Украинская верховая порода лошадей, которую мы знаем сейчас, была признана самостоятельной в 1990 году. Новоалександровский завод — одно из мест, где велась и ведётся селекционная работа по этой породе.
Украинских верховых лошадей характеризует крепкая конституция, высокий рост и гармонично развитое телосложение. Высота в холке 162-165 см. Голова пропорциональная и массивная, шея длинная с высоким выходом, холка высокая, спина прямая, грудная клетка глубокая и широкая, ноги правильной формы с хорошо развитыми суставами. Масть гнедая, вороная и рыжая.

Отличительными особенностями украинской верховой породы является их нарядность, выносливость, продуктивные движения на всех аллюрах, ум и сообразительность. Большую популярность украинские верховые лошади завоевали не только благодаря своему внешнему виду, но и высоким спортивным качествам.

Выпуск памятного почтового блока подчеркнул значение Новоалександровского конного завода, напомнил о его богатой истории и вкладе в развитие отечественного коневодства.

russia-2025-08-08-foto-5

russia-2025-08-08-foto-6

Почтовый блок был выпущен тиражом 27 тысяч блоков. Также был подготовлен конверт первого дня, два картмаксимума и специальный почтовый штемпель. Презентация марок и церемония памятного гашения блока посвящённой 200-летию Новоалександровского конного завода прошла в Беловодском мо. В ней приняли участие представители администрации, министерства связи и министерства сельского хозяйства ЛНР, а также директор Новоалександровского конного завода Анна Павловская и директор Луганского краеведческого музея.

 russia-2025-08-08-foto-1

Благодарю сотрудников Новоалександровского конного завода за помощь в подготовке материала.


Рубрикатор
Теги
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 UNESCO Upaep Австралия Австрия Азрбайджан Алжир Андорра Французская Аргентина Армения археология Бахрейн бега Беларусь Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина (Moстар) Босния и Герцеговина (Сербская администрация) Ботсвана Бразилия Великобритания Венгрия ветеринария военные всадники выставки Вьетнам геральдика Германия Гернси Греция Грузия Дания декоративно-прикладное искусство детские игрушки детские рисунки Джерси Европа живопись знаменитые лошади зоопарки Израиль Индия ипподромы Иран Ирландия искусство Исландия Испания история история почты Италия кавалерия Казахстан Канада кино Кипр Киргизия Китай книжные иллюстрации Колумбия коневодство конка конная амуниция конный спорт конный транспорт Корея Северная (КНДР) королевские лошади культура и традиции Латвия Литва литература Лихтенштейн лошади лучшие марки Люксембург Македония марки Марокко Мексика мифология Молдова Монако монеты Мьянма национальные традиции и праздники Нидерланды Новая Зеландия Новая Каледония новый выпуск Норвегия ООН Остров Мэн памятники Парагвай парады и шествия персоналии подковы пожарная служба полиция поло Польша породы лошадей Португалия почтовая история почтовые карточки праздники и фестивали природа пятиборье рабочие лошади Республика Сербская Рождество и Новый год Россия Румыния сайты Сан-Марино Северная Корея (КНДР) сельское хозяйство Сербия Сингапур сказки скачки скульптура Словакия Словения спорт США тройка Тунис туризм Туркменистан Турция Узбекистан Украина Уругвай филателия Финляндия фольклор Франция Французская Полинезия Хорватия цирк Чехия шахматы Швейцария Швеция Шри-Ланка штемпель эмблемы и символы эпические произведения Япония
Horse-Stamps 2003-2025 (c)