Португалия. Деятели истории и культуры
О марках и сюжетах

21 апреля 2025 года почта Португалии выпустила 8 почтовым марок в рамках серии "Деятели истории и культуры".
Почта Португалии регулярно выпускает памятные марки в честь выдающих португальцев, внесших значительный вклад с науку, искусство и общественную жизнь страны. Первая подобная серия была выпущена в 2006 году.

В этом году празднуются круглые даты в 250, 150 и 100 лет со дня рождения следующих знаковых персон:
- Жуан Домингуш Бонтемпу (1775–1842) - композитор, пианист и музыкальный педагог. Основал первую в стране музыкальную академию и внёс большой вклад в музыкальное образование, заложил основы академической музыки в Португалии XIX века.
- Пальмира Баштуш (1875–1967) - актриса, одна из величайших звёзд португальского театра XX века. Её театральная карьера длилась 75 лет, актриса была верна сцене до преклонного возраста.
- Франсишку Перейра де Моура (1925–1998) - экономист, профессор и политический активист.
- Изабел да Нобрега (1925–2021) - писательница и журналистка, автор романов, эссе и радиопередач. Её творчество отличалось глубокой человечностью и социальной чувствительностью. Была удостоена нескольких литературных наград и признана важным голосом женской прозы XX века.
- Жоакин Вериссиму Серрау (1925–2020) - историк, специализировавшийся на политической и культурной истории Португалии. Автор многотомной «Истории Португалии», академик, профессор, оказал огромное влияние на национальную историографию.
- Жозе Кардозу Пиреш (1925–1998) - писатель и журналист, один из наиболее ярких представителей португальской прозы XX века. Его произведения отличались остротой языка, критическим взглядом на общество и новаторской формой. Классик модернистской литературы Португалии.
- Керубин Лапа (1925–2016) - художник и керамист, один из самых значительных мастеров современного португальского искусства. Работал с монументальной керамикой, фресками и скульптурой, украсив множество общественных пространств яркими, выразительными произведениями.
Но в этом списке замечательных имен для нас, конечно, интереснее всего имя Нуну Оливейра (1925–1989) - мастера верховой езды, тренера и педагога, оказавшего огромное влияние на развитие конного искусства не только в Португалии, но и в мире.

Нуну Оливейра родился в Лиссабоне в 1925 году и с ранних лет проявил интерес к лошадям. Образование он получил в области музыки и гуманитарных наук, что наложило отпечаток на его стиль верховой езды — изысканный, тонкий, почти хореографичный.
Оливейра продолжал традиции классической выездки, заложенные мастерами XVII–XIX веков, в том числе Робишоном де ла Гериньером, Франсуа Боше и Густавом Штейнбрехтом. Однако он не просто копировал старые школы, а переосмыслил их философию в современном контексте. Его основным принципом было уважение к лошади как к партнёру. Оливейра выступал за мягкое, гармоничное общение всадника с животным. Он отвергал жёсткие методы тренировки, считая, что выездка должна строиться на доверии, терпении и внутреннем равновесии.
За свою карьеру он обучал как любителей, так и профессионалов в разных странах по всему миру: во Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Испании, затем в Канаде, США, Перу и Коста-Рике, после в Японии, Таиланде, Филиппинах и Австралии. Многие его ученики впоследствии стали известными тренерами и продолжателями его метода. Оливейра оставил после себя богатое литературное наследие — более десяти книг и сборников размышлений о лошадях и выездке, среди которых особенно выделяются "Размышления об искусстве верховой езды" 1965 г. и "Классические принципы искусства обучения лошадей" 1983 г. Эти труды стали настольными книгами для поклонников классической школы.
Нуну Оливейра не стремился к спортивным рекордам в привычном смысле — его цель заключалась в художественном и духовном совершенстве взаимодействия между лошадью и человеком. Он считал, что истинное мастерство проявляется не в медалях, а в гармонии движений, в лёгкости контакта, в умении слушать лошадь и понимать её.
До конца жизни Оливейра оставался верен своим идеалам — скромности, любви к животным и глубокой внутренней дисциплине. Сегодня его имя по праву считается символом классической выездки, искусства, в котором техника и душа сливаются в одно целое.

При создании почтовой мраки дизайнер Тулио Коэльо (Túlio Coelho) использовала фотографию Нуну Оливейра, сделанную французским фотографом Ивоном Буржуа (Yvon Bourgeois) в 1980-х годах. На ней мастер запечатлен на лошади Соанте (Soante) во время выполнения пиаффе - одной из фигур высшей школы верховой езды.
Фотография сделана в здании пикадейро (конном манеже) в поместье Кинта-ду-Брежо, которое Нуну Оливейра купил в 1973 году, организовав там собственную школу верховой езды. Стены манежа украшены панно из португальской плитки азулежу в бело-синих тонах с изображением всадников, выполняющих фигуры высшей школы верховой езды. Такие панно, характерные для архитектуры XVIII–XIX веков, создают атмосферу старинного дворцового манежа и подчёркивает классические ценности, привнесённые в свою школу мастером Нуну Оливейрой.
Источники: www.ctt.pt , quintadobrejo.pt
Перейти в каталог