31 октября 2018 года Польская почта выпустила серию "Утраченные произведения искусства", состоящую из 3-х почтовых марок.
В годы Второй Мировой войны из Польских музеев и частных коллекций пропало огромное количество разнообразных произведений искусств. Часть из них безвозвратно погибла во время бомбежек и пожаров в зданиях, часть была конфискована, украдена или вывезена в качестве трофеев. Современные историки говорят о колоссальной цифре 500 тысяч картин, скульптур и других уникальных экспонатов. На протяжении нескольких десятилетий Министерство культуры и национального наследия Польши предпринимает интенсивные усилия по инвентаризации и возвращению хотя бы части этих коллекций.
Присоединилась к этому процессу и польская почта, выпустив довольно необычную серию "Утраченные произведения искусства".
Три марки серии номиналом 2,60, 2,60 и 3,2 польских злотых показывают черно-белые репродукции картин известных польских художников, пропавшие в годы Второй мировой войны. Это картина "Вид Замостья" Марцина Залесского (1840-1848), "Пристань в Солеце" (1883) Александра Гирымского и "Вид Кракова" (1898) Юлиана Фалата.
Александр Герымский - польский художник, представитель реализма в польской живописи, предшественник польского импрессионизма. Художник родился в Варшаве в 1850 году, учился рисованию сначала на родине, потом в Мюнхене. Герымский много путешествовал и долгое время в 1873-1879 годах жил за границей в основном в Германии и Италии где оттачивал свое мастерство художника.
В 1879 - 1888 годах Герымский живет в Варшаве. Это время стало самым плодотворным для мастера. Художник, увлеченный своим родным городом, пишет многочисленные виды Варшавы и сценки из жизни её обитателей. Особое место в его творчестве занимают жанровые сюжеты, иллюстрирующие повседневную жизнь жителей города. Александр Герымский был неутомимым наблюдателем жизни, на его полотнах появляются те части города, которые редко привлекали внимание художников до него: бедные кварталы Старого города, Поволя или Солец, заводские окраины.
"Пристань в Солеце" созданная в 1883 году как раз относится к так называемому Варшавскому периоду. На картине представлен окраинный район Варшавы - Солец. Типичный пригородный пейзаж, берега Вислы, застроенные небольшими домами, небрежно брошенные лодки, плоты, которые тянут упряжки лошадей, фигуры рыбаков и крестьян, занятых повседневной работой. Несмотря на обыденный пейзаж, местами замусоренный и не очень привлекательный по сути, картина в целом воспринимается как произведение исключительной художественной ценности, полное теплых тонов туманного свечения вечернего заката и полутени.
Однако работы Герымского из варшавского периода не нашли понимания в современном польском обществе. Будучи неправильно понятым и недооцененным на своей родине, художник почти лишился средств к существованию, в 1888 году он покинул Варшаву и уехал за границу.
Перейти в каталог