Израиль. Текстильная промышленность в Израиле
О марках и сюжетах

11 февраля 2025 года почта Израиля выпустила серию почтовых марок, посвящённую текстильной промышленности Израиля.
На первый взгляд на марках изображены просто красочные ткани, яркие рисунки и орнаменты. Но на самом деле, каждая марка отражает вехи развития текстильной отрасли, рассказывает о людях, их идеях и работе, которые оказались крепко вплетены в ткань национальной истории.

На марке номиналом 4 шекеля можно увидеть набивную ткань, которую производили в 1936-1938 годах в мастерской Palestine Textile Prints (PTP), основанной художником Лео Каном. На следующей марке номиналом 9,10 шекелей показан промышленный трикотаж, изготовленный на фабрике семьи Элд в 1960-х. Последняя марка номиналом 9,70 шекелей демонстрирует модную в 1970-х годах ткань "Молидор", которую выпускала фабрика Rikma, принадлежавшая Эриху Мюллеру.
Автором марок является израильский художник-иллюстратор Рината Гилбоа. При разработке этой серии она плотно сотрудничала с Архивом моды и текстиля Rose в Шенкаре. Архив Rose, созданный в 1986 году, - это уникальный научно-исследовательский и учебный центр, посвященный изучению моды и текстиля как социально-культурного явления. Сегодня архив насчитывает более 5000 предметов одежды, текстиля и аксессуаров. Именно коллекция архива вдохновила Ринату Гилбоа на создание таких красочных почтовых марок.

Один из экспонатов архива стал (на мой пристрастный взгляд) самой интересной частью этого выпуска марок. Речь идет о фрагменте набивной ткани, произведенной в 1936-1938 на Палестинской текстильной печатной фабрике (Palestine Textile Prints - PTP). Она была основана в 1936 году художником Лео Каном (1893-1983). При этом она стала первой в Израиле, где при разработке и создании тканей стала применяться механическая шелкография. Эта технология позволяла методом штамповки выпускать декоративные ткани с четкими яркими рисунками: геометрическими и растительными узорами и целыми сюжетными сценами. Именно такие жанровые сценки попали на почтовую марку. Мы видим крестьянина, везущего урожай на конной повозке и рабочих, которые строят дом. Ниже на купоне виднеется гавань с лодками и рыбаки, вытаскивающие сеть. Штампованные рисунки незамысловаты, но их отличают насыщенность цвета и чёткие края, характерные для трафаретной печати.
Серия почтовых марок получилась настоящим визуальным путеводителем по истории израильского текстиля — от первых набивных тканей 1930-х годов до индустриального трикотажа и авангардных разработок 1970-х.

Марки были выпущены в малых листах 5 х3 марки с привычной для марок Израиля полосой купонов по нижнему краю листа. Также почта Израиля подготовила Конверт первого дня и специальный почтовый штемпель, которым гасились марки в первый день выхода в обращение.
P.S. Маленькая лошадь, мелькнувшая на почтовой марке, снова увлекла меня в интересное информационное путешествие, которое закончилось появлением этой неожиданной статьи. Так что я, в очередной раз, признаюсь в своей любви к маленьким лошадям. Я надеюсь, они и дальше будут вести за собой не только меня, но и моих читателей.
И сделаю еще одно признание: мне бы очень хотелось получить от посетителей сайта обратную связь и узнать интересны ли вам такие статьи. Пишите на почту horse-stamps@mail.ru или оставляйте отзывы на сайте.
Источники: services.israelpost.co.il , rosearchive.shenkar.ac.il
Перейти в каталог