28 февраля 2019 года почта Австрии выпустила почтовую марку в честь 150-летия Венского оперного театра.
Венская государственная опера — крупнейший оперный театр в Австрии, один из центров музыкальной культуры Европы.
Венский оперный театр является одним из красивейших оперных театров в мире и одной из главных достопримечательностей Вены. Строительство специального здания для Венской оперы по проекту архитекторов Августа Зикарда фон Зикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля началось в 1861 году. Торжественное открытие здания оперного театра состоялось 25 мая 1869 года в присутствии императорской четы Франца Иосифа и Елизаветы, в этот день давали оперу Моцарта «Дон Жуан». До 1918 года театр находился под покровительством Габсбургов и носил название Придворного оперного театра.
Конечно же, почта Австрии не могла оставить без внимания такое знаменательное событие. Дизайнер Карин Клиер удачно совместила в почтовой миниатюре прошлое и настоящее прославленного театра. При беглом взгляде на марку это практически незаметно, но левая часть марки - фрагмент старинного рисунка с изображением здания театра, на марке он выполнен в приглушенных тонах. На площади перед зданием прогуливаются многочисленные прохожие, двигаются всадники и конные экипажи. Правая часть марки - вид современного театра, - цветное изображение театра наших дней плавно появляется из исторической зарисовки.
Помимо пары всадников и экипажа перед зданием театра на "исторической" части марки, есть на марке и другие лошади. На карнизе здания, с левого и правого краев, на постаментах отчетливо видны две конные скульптуры. Поскольку изображение на марке довольно мелкое, то я обратилась к современным фотографиям оперного театра в Вене. На них прекрасно видна пара крылатых коней, верхом на которых сидят богиня Гармония и муза любовной поэзии Эрато. Это работы талантливого немецкого скульптора Эрнста Хенеля (Ernst Julius Hähnel).
Однако, какое-то несоответствие не давало мне покоя. При внимательном рассмотрении становится очевидным, что силуэт статуй на историческом рисунке не соответствует фигурам пегасов на фотографиях. В скульптурах Эрнста Хенеля музы сидят верхом на пегасах - на марке же видно, что человеческие фигуры стоят сбоку от крылатых коней. Разгадать загадку помогли коллеги с австрийского филателистического форума.
Оказывается, первоначально здание оперного театра украшали совсем другие пегасы! Их автором был скульптор Винсент Пилц (Vincenz Pilz). Однако, его работы оказались слишком монументальными и не очень органично смотрелись на изящном фасаде венской оперы, нарушая пропорции своими размерами. Публика подвергла скульптуры жесткой критике и в апреле 1870 года пегасы были демонтированы со своих постаментов, а вместо них были установлены более легкие и элегантные работы Эрнста Хенеля.
В 1945 году в результате американской бомбардировки здание театра было сильно разрушено. Но сразу после войны было принято решение восстановить исторический облик здания по старым чертежам и фотографиям. Восстановительные работы продолжались до 1955 г., и, наконец, 5 ноября 1955 г. театр был открыт для публики.
А история пегасов Пилца получила неожиданное продолжение. Сначала их чуть было не отправили на слом, но статуи спас купивший их американский бизнесмен из Филадельфии Роберт Гратц. Пегасы вместе с музами совершили трансатлантичесоке путешествие и были переданы бизнесменом родному городу. В 1876 году Пегасы украсили вход в Мемориальный зал - одно из выставочных задний, которое было построено в рамках подготовки к проведению Всемирной выставки в Филадельфии, приуроченной к Столетию США. Пегасы и по сей день стоят на своих постаментах перед входом в Мемориальный зал, в 2018 году они были отреставрированы и сейчас сияют первозданной красотой.
Перейти в каталог